Улица Большая Казачья – один из немногих топонимов на карте Саратова отсылающих нас к истории саратовских казаков.
В книге краеведа Е.К. Максимова «Имя твоей улицы» (Саратов, 1986 г.) о ней сообщается следующее:
"Поволжская правда", 27 декабря 1931 г.
"В XVIII веке для строительства сторожевых линий на Волге были приглашены донские и украинские казаки, которые и составили Волжское и Астраханское казачьи войска. В 80-х годах [поза]прошлого столетия в Саратовской губернии было уже пять казачьих поселений – станиц.
В 1774 году после пожара Саратова астраханский губернатор Кречетников в докладной записке по плану застройки города писал, что казаков надо селить за городским валом в специально отведенных кварталах, «как они люди оруженные, то, имея их у самого города на близком жительстве, скорее можно при случае каких-либо на базаре смятений или драк оные укрощать...»
Появившуюся на месте казачьего поселения улицу документы 1813 года называют Большой Казачьей. Но это стихийно возникшее название почему-то не понравилось городским властям, и улицу переименовывают в Театральную, поскольку начиналась она недалеко от здания театра, построенного на площади. Начиная с 40-х годов [поза]прошлого века это новое название наряду со старым, встречается на планах и в газетах. К концу века оно стало малоупотребительным, и старое название – Большая Казачья улица – его вытесняет и «доживает» до начала 30-х годов нашего [XX-го] столетия, когда улице присвоили имя И. С. Кутякова.
Но вскоре улице вернули прежнее название. В 1938 году в связи с юбилеем ленинского комсомола она была переименована в улицу Двадцатилетия ВЛКСМ".
Исконное название было возвращено Большой Казачьей после краха советской системы в 1991 году и теперь, спустя почти тридцать лет, от него вновь предложено избавиться.
Ул. Большая Казачья на пересечении с современной Горького
17 августа 2020 г., в Саратове по адресу Большая Казачья, 67/25 была открыта мемориальная доска народному артисту СССР Олегу Павловичу Табакову.
Во время церемонии открытия, Татьяна Зорина – организатор фестиваля «Саратовские страдания», президентом которого был Табаков – выступила с предложением о присвоении улице Большой Казачьей его имени.
«Эта улица – главная в его жизни. Я думаю, казаки будут не против», – передаёт слова Зориной информационное агентство «Свободные».
Общественницу поддержала министр культуры области Татьяна Гаранина: «Я считаю, чем больше будет уголков, названных в честь артиста, тем, наверное, мы бережнее будем к этому относиться. Тогда память об этом будет сохранена не только у нас, но и у детей, правнуков и всех потомков», — цитирует Гаранину «Версия».
Корреспонденты интернет-издания «Четвёртая Власть» обратились к министру за комментариями по этому поводу.
«Эту инициативу озвучили жители, когда доска почета открывалась. Мое мнение спросили – как мы будем к этому относиться, только и всего. Мы не были организаторами однозначно. Поддержим обязательно. Вся помощь, которая будет нужна с нашей стороны – все сделаем», – заверила Татьяна Анатольевна – «Общественники пошлют [заявку] в город, и потом тогда они уже собирают письма поддержки. Письмом поддержим».
Авторы, среди которых потомки казаков-астраханцев, уральцев, донцов, терцев и кубанцев, проживающие в Саратове, выразили своё возмущение предложением Татьяны Зориной, назвав её инициативу попыткой «переписать историю».
Заявление казаков против переименования ул. Б.Казачьей в Саратове
«Данное название является исконно народным топонимом, и его не смогли стереть из памяти ни царские чиновники, ни советские исполкомы» – цитирует письмо казаков ИА «Свободные».
Также казаки заявили, что поддержка инициативы министром культуры Гараниной – это «вмешательство государства в дела местного самоуправления» и «попытка навязать свое мнение населению».
«В то время, как в Саратове продолжают множиться улицы в новых микрорайонах города с безликими названиями, чиновники озаботились переименованием исторического центра. Данная инициатива вызывает однозначное отторжение у потомков казаков, проживающих в Саратове, любящих город и ценящих его историю», – резюмируют авторы письма.
И тут внезапно выясняется, что и нет никаких общественников, и никаких заявлений, петиций и писем тоже нет…
Татьяна Зорина пояснила «4В», что каких-либо сборов подписей не устраивала, ходатайств в мэрию не подавала. То есть, была озвучена лишь идея во время открытия мемориальной доски на доме, где жил Табаков.
«Это его главная улица, всё на этой улице: и его дом, и его ТЮЗ, который он любил, и Дворец пионеров, в который он ходил, и вокзал – когда он ехал в Москву, без конца по ней туда-сюда ездил», – подчеркнула общественница, отметив, что это исключительно её журналистское мнение.
Она предположила, что «казаки, может быть, когда-нибудь поймут и согласятся на то, чтобы эта улица стала Табакова».
«Я не буду никаких подавать писем, заявлений. Я просто сформулировала своё мнение», – добавила Зорина.
А мы продолжаем следить за развитием событий и ждём реакции министра культуры Саратовской области Т. Гараниной.