Последние годы ни один фестиваль, а то и круг проводимый государственными казаками не обходится без девушек с шашками. «Искусство крутки шашки», как преподносят некоторые «авторитетные казаки», или в простонародье фланкировка, появилась не так давно – в начале XXI века, но уже прочно вошло, как один из элементов «казачьей» традиции. И в каком-то смысле они правы, это именно традиция реестровых и других прогосударственных казачьих обществ, для которых фланкировка стала отличным способом дополнительного осваивания бюджетов, не песней же единой отчитываться.
Также фланкировка, будем дальше использовать это слово, позволила значительно увеличить спрос на шашки, которые последние годы клепали все в больших объемах мастерские и давно перенасытили реестровый рынок.
Идея махания на потеху окружающим шашкой, на самом деле витала в воздухе, но до массового внедрения в массы путь был извилист и длин. За основу были взяты восточные единоборства с их красивым и показушным владением подручными предметами и оружием, что демонстрировали в голливудских фильмах, как крутит предметы Джеки Чан любо-дорого смотреть. Но до такого уровня современным фланкировщикам далеко. Чтобы понять разницу, достаточно посмотреть показательные выступления представителей японской школы Кобудо, после чего фланкировщиков кроме, как шашкокрутами никак не назовешь.
Крутка шашкой, происходит из той же моды на восточные единоборства, пришедшие в 80-е в СССР, и которые пытались «одомашить» в 90е, придумывая на их основе свои истинно русские, славянские, арийские или казачьи стили. К фланкировке ее создатели подошли более сознательно.
Во-первых, сразу обозначили, что это исконно казачье искусство. И в начале, крутили шашкой только казаки, да еще в национальном костюме, иначе было нетрадиционно. Потом подтянулись женщины, но также сугубо в мужском костюме, и только последнее время стали допускать к фланкировке в любом виде, который ранее считался непотребным.
Во-вторых, постарались сразу залегендировать, стряпая из отдельных фотографий истории, что это казаки фланкируют, либо вовсе печатая рассказы от лица дедов, которые передавали тайные знание из уст в уста. Конечно, создатели фланкировки знали о существовании мулинетов – упражнений для отработки ударов длинноклинковым оружием. Но это скучно, долго и не так красиво.
В-третьих, отбросив весь лишний балласт, постарались до предела упростить, но внешне сделать очень эффектным владение шашкой. И даже подготовили методические пособия, придумывая названия замысловатым движениям и перехватам. В какой-то момент уверившись в собственных силах, некоторые шашкокруты даже решили помериться силами с реконструкторами, во владении холодным оружием. Но человек, который знал с какой стороны держать шашку и пару дней делавший мулинеты, фланкировщиков разделывал под орех.
Это только убедило создателей «народного творчества» ограничиться культурной программой, а мужицкая часть фланкировщиков перекочевала в судьи по данному виду «искусства». Сама фланкировка окончательно превратилась в шоу, которое неожиданно оказалось востребовано массами. С одной стороны, реестровым казачеством, которому надо было разбавить традиционный песенные фестивали, чем-то более живым. С другой – женщинами и детьми, для которых шашка имеет еще определенный мистический смысл, так как ранее владеть ею могли только взрослые мужчины. Такое своеобразное прикосновение к запретному, при этом практическое применение их не сильно заботит, в отличие от внешнего антуража.
Как грибы после дождя в каждом регионе, и даже за рубежом, начали появляться секции, кружки и отдельные тренера по фланкировке. А местные и региональные бюджеты начали выделять финансирование на данный вид творчества. Следуя модным тенденциям, любой уважающий себя реестровый атаман считает необходимым иметь под рукой парочку девушек, умеющих крутить шашку, а лучше целый коллектив. Чтобы потом сказать: «Смотрите, что наши бабы могут, а уж мы, да если еще на коня, то вообще...,» – после чего грозно зыркнуть глазами из-под папахи.
На современном этапе развития фланкировка – лишь шоугерз на мероприятиях казачьих обществ и в этом проявляется ее ограниченность, на что накладывается отсутствие практического применения этого «искусства». В то же время, если секциям удастся отойти от навязанной историчности и ограничений, избавившись от «казачьей» составляющей, это позволит не только значительно расширить, как арсенал используемого оружия, так и приемов, что сделает выступления на порядок более зрелищными и массовыми, и позволит конкурировать уже с традиционными показательными выступлениями тех же реконструкторов или кобудистов.
Но пока ручей государственного финансирования не иссяк, секции фланкировки будут вырастать, как грибы после дождя и пропагандировать «казачье искусство крутки шашкой».